понедельник, 11 мая 2015 г.


СТЕПЬ. СОЛЬ. 100 КИЛОМЕТРОВ
ELTON ULTRA TRAIL

Этот ролик я записал на 64-м километре своей первой сотни.
Посвящаю забег той, кто меня вдохновляет!
 
9 мая 2015 года я финишировал в забеге на дистанцию 100 километров вокруг озера Эльтон со временем 13 часов 35 минут.

Цель этой публикации поделится своими ощущениями, пока свежи впечатления. Также, может быть, кому-то будет полезен мой опыт, хотя беговой стаж у меня менее года и я – тот пример, на котором скорее можно учится от противного, то есть на ошибках. Когда у меня просят совета по поводу тренировок, экипировки, питания и т.п., я удивляюсь, так как совсем немного времени прошло с конца июня 2014 года, когда началась подготовка к Путяйковскому лабиринту (15 км) – моей отправной точке в беговой истории.

О предпосылках активного занятия бегом и о том, как у меня сформировалось понимание чёткой корреляции между бегом и личной эффективностью подробно описано в статье «Бег и бизнес» на сайте  RealYOU.

Основные беговые вехи, каждая из которых отдельная история, таковы:
21 сентября 14 г. – Московский Марафон – 42 км.
29 ноября 14 г. – 1-й Кусковский марафон – 50 км.

Сотня начала маячить в задумках в конце прошлого года. Предпосылок было две:
Амбиции! Я не буду этого скрывать за красивыми словами и надуманными причинами. Мне хочется чтобы рядом была самая красивая женщина, чтобы мои дети занимали первые места, чтобы моя компания была № 1, пробежать 100 км, переплыть Ламанш, слетать в Космос, сделать что-то, что недоступно большинству.
Второе – в конце прошлого года, на фоне усиливающегося напряжения в бизнесе, я очень чётко осознал слова моих более опытных и много добившихся товарищей. Как правило, это владельцы бизнеса, с очень большой зоной ответственности. Стало понятно, что для того, чтобы унять круговерть мыслей, проектов, обязательств в голове, нужно загнать себя в экстремальное напряжение и тем самым переключится, а значит отдохнуть.
Сотня была за гранью понимания, цепляла красотой цифры и было понятно, что я найду там и огонь, и смерть и возрождение из пепла.

В конце года в тренировочном формате было покорено Садовое (17 км), а потом и Садовое + Бульварное (33 км) кольца. Отсюда и как дань уважения городу, в котором я живу достаточно долго прорабатывалась идея пробежать МКАД (108 км). Проект был заманчив, но отпугивала грязь, смог и неудобство трассы. К этому моменту у меня сформировался достаточно широкий круг беговых друзей, и я не помню откуда узнал про 3-й марафон пустынных степей и познакомился с Директором забега – Вячеславом Глуховым.

Меня заворожило описание озера Эльтон вокруг которого пролегала дистанция в 100 километров, и я решил, что вот оно!


Озеро Эльтон находится в Волгоградской области недалеко от границы с Казахстаном. Оно обладает необъяснимой притягательностью и магией для меня. Озеро заполнено насыщенным солевым раствором и принимает необыкновенные краски во время заката и рассвета.

Это самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Его часто сравнивают с Мёртвым морем.

«Пахнет морем и жаркой пустыней
И, чаруя былинной красой,
Серебрится, как сказочный иней,
Соль на всхолмьях застывшей росой.»

Ещё одним фактором была дата и расположение маршрута на территории России. Хотелось пробежать сотню дома.

Нравилось, что должно быть жарко, что дикая природа, что змеи.
Девиз: «Чем сложнее, тем интереснее!»

В декабре была произведена оплата и регистрация. Мы достаточно плотно начали общаться с Вячеславом, и моя компания RealYOU стала официальным спонсором и партнёром проекта.
Параллельно в фейсбуке был организован проект БЕГОВОЙ АВТОТРИП МОСКВА-ЭЛЬТОН 2015 для синхронизации передвижения тех, кто планирует рвануть из Москвы на машинах и авто помощи на трассе забега.
 
 

 
Я собрал и проанализировал скудную информацию о подготовке к ультрамарафону  На основании этого мною была написана красивая программа подготовки на 16 недель.

Начал за здравие… В первую неделю сделал 50 км из 55 планируемых, во вторую 65 из 65, а далее были пропуски и график поплыл. План по программе был 1397 км за 16 недель, а по факту я пробежал 520 км. Таким образом не добежал 877 км. В итоге, средний недельный объём - 27 (!) км. Многие спрашивают про интервалы – я их не бегаю – пока лень.
19 апреля пробежал на тренировке 60 км. Тем самым преодолел психологический рубеж в полтинник и проверил все механизмы и новые кроссовки.
Питание не менял. Из рациона 1,5 года назад исключено мясо, а с осени прошлого года птица, яйца и молочные продукты.
Наступило 7 мая – день выезда.
В итоге из тех, кто собирался ехать, в моей команде остались Юлия, брат и Анатолий. Эти трое героев работали на забеге в роли команды волонтёров на пункте питания Лайт (финиш дистанции 28 км.).

Мы выехали из Москвы в 5 утра.

В 11 часов планировалось чаепитие с Олегом Глебовым и его семьёй под Тамбовом. Всё было сделано по графику.

Остановились у живописного озерка, Олег напоил чаем, перекусили и разъехались, так как у нас были разные маршруты.

Мы первоначально планировали ехать через Волгоград, но потом сменили план и поехали через Саратов. Это было ошибкой. Обратно ехали через Волгоград и была возможность сравнить. Протяжённость один в один – 1200 км. Дорога после Саратова до Эльтона кошмарная. Гладильная доска и ямы, а обратно было гладенько.
Компенсировало качество дороги, конечно, то, что увидели новые места. Саратов порадовал вывесками. Например, парикмахерская «Ты и я», рыболовный магазин «Хищник» и главное большое застеклённое здание в центре города с вывеской «ТЕЛЕПОРТ». Я очень ждал, что из дверей выбежит кумир и любовь моего детства – гостья из будущего Алиса Селезнёва, но обошлось.

Мы добрались до Эльтона за 16 часов и прибыли в посёлок в 9 вечера. В хорошей компании было ехать легко!


По дороге протестировал полученные накануне гели PowerUp, чтобы не было неожиданностей на трассе и выпил флакон гуараны.
Мы заранее договорились о проживании в частном секторе. Для нас была приготовлена комната на четверых. По сути - кровати и телек. Доступна кухня. Туалет и баня на улице. Немного поторговавшись сошлись на 350р/сутки с человека.

Хозяева показали себя с очень хорошей стороны, заботились. Рекомендую и дам контакты если нужно.

Мы приехали первыми из нашей спортивной тусовки, но были в доме не одни. В посёлок стекаются люди из разных уголков России и других стран для того, чтобы подышать целебным эльтонским воздухом, принять грязевые ванны и попить из минеральных источников. Вот и в этот раз в доме была приятная пожилая пара из Мурманска, которая приезжает полечиться в эти места с 2003 года.
Спится там и правда великолепно!

На следующий день я проснулся в 08.00. и вышел на пробежку к Эльтону. Хотелось поздороваться с озером, так как мы его пока, так и не видели, приехав в темноте.

Конечно, был некоторый скепсис, так как уж очень неземные фотографии были в интернете, но чем ближе я приближался к озеру, тем чётче понимал, что не зря приехал.

Пейзаж не из этого мира.

Решил растормошить своих и поехать на Эльтон завтракать. Все были «за» и, набрав еды, мы осуществили этот план.

 


Дойдя до воды, я поставил кроссовки

  и пошёл босиком по соли по щиколотку в тёплой воде.

По берегу тянулась полоса сухих палок и водорослей. Это если не приглядываться…

Уходить не хотелось, но нас ждали на выдаче стартовых пакетов и инструктаже.

По дороге обратно встретили змеюку. Я на тот момент и не знал, что мне предстоит более близкая встреча с её сестрой вскоре.

В стартовом пакет порадовала весёлая футболка с эльтонской живностью и крутой клеёнчатый номер!
На брифинге было очень приятно видеть товарищей, с многими из которых я общался только виртуально до этого.

Радовался своему логотипу на брендволе, ощущая причастность своей компании к забегу.

Нам дали инструктаж, и я минут на 10 завис рядом со схемой трассы настраиваясь. Мандраж накатывал волнами. Было абсолютно не понятно, что ждёт после 60 км, в условиях жары и бездорожья. Приходили в голову разные картинки в которых я не укладывался во время, не мог бежать из-за боли в суставах, как было однажды на тренировке зимой и т.п. Тщательно заменял эти мысли образами победы, получением медали, удовлетворённости финишем и прочими позитивными настройками.

Старт должен был быть в 6 утра, а моей команде волонтёров под предводительством Юлии нужно было выехать на место финиша дистанции «Лайт» (28 км) и того раньше – в 4.45 утра, поэтому пошли домой рано.

Подогнал экипировку и остановлюсь подробнее на трёх её элементах:
1. Кроссовки Salomon S - LAB sense 3 ultra.
Практически весь год и зимой, и летом отбегал в Ньютонах. Фирма – супер, но было ощущение, что они почему-то стали мне маловаты, да и всё же ожидался трейл. Были бы в Runlab трейловые Ньютоны, купил бы, но моего размера не оказалось и взял эти. Было опасение, так как очень напоролся ранее с Salomon и большинство знакомых говорили, что эта модель жестковата и не годится для утоптанной эльтонской трассы. Купил поздновато – за месяц. Старался в них и ходить и бегать, чтобы обносить. Пробежал в них пробные 60 км. По факту кроссовками очень доволен. Мозоли натёр не значительные и то, по-видимому из-за неправильных носков и попавшей в обувь на первой десятке воды.

2. Рюкзак Salomon Agile 12.
Искал пояс, чтобы не выворачивать руки для залезания во внешние карманы рюкзака и нагрудные фляги на лямках. Не хватило времени, поэтому побежал с этим рюкзаком, тем более, за неделю до забега выяснилось, что волшебным образом перестал вонять резиной гидратор. Очень доволен как рюкзак подгоняется и фиксируется на спине. Правильная регулировка затянутости горловины карманов решает вопрос удобства доставания вещей, не снимая его со спины. В рюкзаке нёс пластыри, флакон гуараны и два флакона магния, 10 гелей, кепку, фонарик, полтора литра воды, два сникерса и бумажные носовые платки. По факту, за исключением количества воды, оказался полностью автономен. Только на пунктах питания перехватил горсть изюма и кураги, банан и две редиски с солью.

3. Специальное питание на 100 км.
- Гель PowerUp, 50 мл – использовано 7 шт.
- Гаурана MD 2000 мг– использована 1 шт.
- Магний органический MD 250 мг - использовано 2 шт.
Всё приобрёл в проверенном интернет-магазине magickiq.com.
Упаковка геля с острыми краями, что мешает доставанию из рюкзака и одежды, особенно в состоянии усталости. Решение: обрезал накануне эти края ножницами до полукруглой формы.

Вечером было много местных макарон с морской капустой и чай с обалденным местным мёдом. Заснули в 9 - 10 вечера.
Спал отлично, спокойно и глубоко, в отличие от ночи, перед первым марафоном.

Юлия с ребятами встали в 3.30 утра, я чуть позже. Втолкнул в себя пиалу макарон и чайник местного чая, налил в гидратор свежей воды и пошёл на старт. Настроение было отменное. Навязчиво приходила мысль о побаливающем колене – отгонял.

Трепет перед стартом, СТАРТ… начали!

Бежали первые 5 км по знакомой дороге. Смотрел на народ, кто как оделся (многие были в куртках). Настраивался, старался унять адреналин и не гнать. Первые 5 - 10 км шёл с темпом 5.30. Попали в грязь и расстроился, так как чуть протекли кроссы. Погода была очень комфортной. Ветер не сильный. Очень вкусный аромат разнотравья и соли. Земля утрамбована.
Через 10 – 15 км меня начали обгонять. Пробегали друзья. Я не большой сторонник длинных разговоров на бегу, и мы обменивались краткими ободряющими фразами. Надо сказать, что на всём протяжении забега я чувствовал необыкновенную общность и поддержку. Конечно соревновательность присутствовала, при этом, я несколько раз слышал вопросы о самочувствии и о том хватает ли мне питания, воды не только от волонтёров, что понятно, но и от участников и старался отвечать тем же. Это ещё один забег, где я чувствую необыкновенную симпатию к категории людей в которой мне повезло оказаться.
Отгонял раздражение по поводу громкой музыки из пары переносных колонок, так как сбивался с внутреннего ритма и в этой красоте хотелось тишины и какой-то созерцательности.

Дистанция полумарафона – 21 км – 2 часа 09 минут. Меня обогнал Саша Деревщиков.
5 минут беседы, чокнулись и выпили по первому гелю и Александр скрылся впереди. Пошли горки, которые воспринимаю исключительно позитивно – нужно по ним серьёзно побегать в будущем!
Начинают гореть стопы – решаю остановится на 35 км, если будет натирать, но в итоге не одного пластыря так и не потратил.

И вот впереди группа поддержки!

Юля, Александр и Толик отдавали очень много! Позитив, радость силы.

Ребята к тому времени разгрузились, организовали финиш, выкопали туалет и выехали мне на встречу для поддержки!

Там же был Слава Глухов. Нужно сказать, что мы встречались ещё минимум раза 3 на трассе. Постоянно забота и желание накормить и напоить! Правда, всё время кричал «Виски, кола», но второе я не пью, а первого так и не оказалось!..

Забег состоял из трёх дистанций. 28, 56 и 100 км. Финиш 28 километров являлся местом разворота для тех, кто бежал 56, а 100-ники двигались дальше вокруг озера. На следующем пункте питания (ПП) спросил какой я и выяснилось, что 38-й, а всего стартовало 45 участников (из них 5 девушек).

Когда я миновал ПП с группой поддержки, закончился привычный мне формат соревнований и началась безлюдная степь с нарастающей жарой и абсолютно непонятным будущим. ПП представляли из себя несколько автомобилей, которые раскладывались с водой и едой примерно через каждые 10 км, а потом меняли расположение, обгоняя участников. Кроме волонтёров и участников за следующие 10 часов я видел только пару пастухов. Две условные точки были некоторым ориентиром – это марафонская дистанция (42,2 км), как некий символический рубеж и 60 км. Вторая точка – это дистанция, более которой никогда в жизни не бегал и пункт, который нужно пройти не позднее чем через 8 часов, так как иначе снимут с забега. Времени, казалось, что много и я волновался только за то, чтобы не подвели колени и сухожилия.

Обещали 35 градусов, но за две недели стало понятно, что будет гораздо прохладнее, что немного расстроило, так как хотелось реального испытания.
Очень хорошо показала себя разработанная схема с головными уборами. Я, по утренней прохладе и к концу забега бежал в синей синтетической «трубе», надетой по типу банданы.

Она не давала заливать потом глаза, грела и защищала от ожогов. Когда стало припекать, перетянул её на шею, а на голову надел невесомую белую кепку. На каждом пункте питания и кепку и бандану я обильно смачивал водой – это очень освежало.
Возможно чересчур подробно останавливаюсь на мелочах – пропускайте. Помню, как выискивал крохи информации в интернете и сейчас стараюсь рассказать о своём опыте кому нужно.
Я очень хорошо запомнил слова Юрия Белонощенко интервью с которым смотрел незадолго до старта. Юрий участвовал в Marathon des Sables (250 км по пустыне за 7 дней). Он говорил о силе маленьких шагов. О том, что на длительных дистанциях нужно постоянно двигаться вперёд и по минимуму задерживаться на пунктах питания.
Это действительно работает. Я не разу не остановился, кроме времени, когда наливал в гидратор воду и экстремального момента со змеёй. Думаю, эта настройка помогла мне финишировать, так как после остановки мог уже не побежать далее.

Марафон – 4 часа 59 минут.

Меня обогнал участник, долго остававшийся сзади на горизонте. Некоторое время я, отпустив его вперёд, чтобы не напрягать, держался следом, как за неким психологическим ориентиром. Мысли постепенно уходили. В такие моменты становишься частичкой окружающего. Перекати-поле. Ветер. Ящерицы перестали убегать в стороны, а некоторое время сопровождали рядом. Несколько муравьёв, пыхтя, тянули упавшую у кого-то изюмину к себе домой. Обострились чувства. Очень захотелось снять очки, но солнце слепит. Увидел неподалёку силуэт сидящего и похожего на здорового индюка орла. Мышцы ранее сводило один раз в жизни на первой тридцатке, но я подстраховался и взял раствор магния в двух ампулах. Правильно сделал - в бёдрах прошла судорога. На всякий случай выпил одну ампулу.

Раздражают обрывки обёрток батончиков, пустая бутылка, тубы гелей в откровенном отдалении от ПП. Всё своё кладу в карман рюкзака и опустошаю на ПП. Пару раз забываю это делать и расстраиваюсь – граммы имеют значение. Очень хочется услышать сына. Приходит ободряющее смс от Юли. Это очень важно.

50 километров. Отсчёт на часах замедляется. Начинается спуск к озеру и рядом волонтёр у развалин каменного здания. Узнаю, что сделав крюк, к озеру я преодолею у этого здания 60 км. Времени вроде хватает. Бегу под горку, каждый шаг осознавая, что обратно нужно будет забираться по склону. Навстречу бежит поток товарищей. Приветствуем друг друга. Мимо проезжает нива и я узнаю, что на ПП у озера кончилась вода и они везут запас. Нива удаляется и останавливается почти у каждого бегущего навстречу чтобы напоить. Я каждую остановку думаю, что это точка разворота, но нива уезжает всё дальше и дальше и в конце концов скрывается впереди. Полу бегу – полу иду. Понимаю, что это только половина дистанции. Солнце в зените.

Впереди беседка с волонтёром, где первый и последний раз доливаю в гидратор воды. Немного – литр, чтобы было легче нести.
Бегу наверх к 60 км. Встречаю ковыляющих ребят и издалека заготавливаю фразу о прозрачной и холодной воде, финиках и эльтонских русалках с белоснежной грудью цвета соли. Начинаю тираду, но им не до шуток – просят обезболивающего. У меня нет и я бегу дальше. Звоню Юле – прошу организовать помощь, но в этот момент проезжает волонтёр и переключаю задачу на него.

Бегу к развалинам с триумфом по поводу промежуточного рубежа в 60 км, но там никого нет.
Растерялся, побежал дальше, сомневаясь в правильности направления, но впереди увидел флажок с указателем и понял, что на правильном пути. Это был момент, когда появились силы и я летел с темпом 5.15. пытаясь отогнать мысли что впереди ещё марафон, заменив их на «впереди всего лишь марафон!». На моих глазах ветер поднимает маленькое торнадо пыли – очень красиво. Ощущение силы. Стараюсь загонять воздух в живот. И… наступаю на змею. Под ногами ощущение чего-то живого, делаю несколько шагов по инерции, оборачиваюсь и вижу змею, шокированную моим поступком. Первая реакция – жалось и стыд. Смотрю пришла в себя и уползает, шипя со злобой. Извинился и побежал дальше с возросшей долей адреналина.
Маленькое поселение и Вячеслав Глухов с накрытым столом. Бульон, салаты, фрукты и много чего ещё. Узнал, что несколько человек сошли с дистанции. Съел несколько редисок с солью, облился водой и побежал дальше на дорогу и по грунтовке, тянущейся до горизонта. Впереди несколько миниатюрных фигурок. Сзади один человек. Далее узнал, что нас осталось 39 и я иду 38-м.

Вдруг резко скрутило живот. Приготовился к боли, но отпустило. Далее началась тошнота, но терпимо. Ел только черничные гели. Апельсиновые были слишком сладкие. Без удовольствия съел сникерс. Было ощущение, что он всосался сразу в кровь. Чуть шатало. Подбегая к машинам ПП собирался, чтобы не вызвать подозрения. Участник сзади обогнал меня. Я оказался последним. Ко мне подъехал очень доброжелательный парень-волонтёр на велике и напоил водой. Я перешёл на шаг, и мы немного поговорили. Далее я побежал, а он поехал рядом. Я попросил держаться от меня на 50 метрах, так как хотел бежать один.

Километры стали тянуться ещё медленнее, но это стало меньше напрягать. Я исследовал своё тело и удивлялся, что всё в целом в норме. Переход на шаг и с шага на бег был мучительным, но гораздо с меньшим временем адаптации, чем раньше. Внутри поднималось чувство благодарности к Создателю, за то, чем я обладаю. Становилось понятно, что я скорее всего финиширую в забеге на 100 км с тем минимальным уровнем тренировок и абсолютно безобразным образом жизни, который был у меня всю последние пару десятков лет.

Было ощущение безграничного могущества. В мои 39 лет я приоткрывал ресурсы, о которых не подозревал ранее. Я жил со своим телом и мозгами, как дурак идущий с велосипедом на плечах и не подозревающий, что на нём можно ехать!

70 – 80 – 90 километры особо не дифференцирую. Конечно накатывало. Думал о воевавших родных. Осознавал мелочность суеты и большинства проблем.
В какой-то момент стало холодно и пошёл дождь. Я поменял кепку на бандану. Смена температуры особо не напрягала.
На одном из ПП, используя тактику непрерывного движения, обогнал Андрея Картушина и убежал далеко вперёд. Девушка-волонтёр, видя, что я не беру еды, крикнула: «Ты сейчас в обморок упадёшь». Фраза засела занозой и от неё было дурно пару километров. Потом выгнал из головы. Краски ещё более обострились – сфотографировал кусты у обочины, чтобы потом понять правда ли они такие фиолетовые. Как видите на фото – нет, а был очень яркий цвет!!!

Андрей в итоге обогнал меня с пожеланием сил и удачи, потом я опередил другого парня и больше дислокация не менялась.

И вот последний, великолепнейший своим закатом и красками зигзаг к озеру. Резкая судорога в ноге и глоток магния. Слова благодарности Эльтону. ЖД переезд, где Толик передал мне красный флаг RealYOU, радующий созвучием нашему победоносному знамени. Последние 300 метров!

Это нереальные ощущения!

Несколько человек сказали, что у меня были стеклянные глаза, но я чётко понимал всё происходящие и мне невообразимо приятно было обнимать и принимать поздравления всех, таких родных и близких людей на финише. Это очень важно! Спасибо Вам!

Одна из спортивных целей 2015 достигнута!

Спасибо за организацию, дружбу и поддержку Директору забега Вячеславу Глухову! Благодарю Катерину Ушакову и 101 комнату. Поклон вело-ангелам, а также кормильцам на ПП. Восхищение всем участникам!

Отдельное спасибо моей команде. Юля, Александр, Анатолий, вы очень большие молодцы и источник надёжности и сил, а также суперфотографы!

Спасибо также за две отличные фотографии Александру Деревщикову и Александру Капалету.

Пётр Зозуля.
Москва.
12.05.2015.

5 комментариев:

  1. Петр, спасибо за отчет! Очень вдохновляет!

    ОтветитьУдалить
  2. Пётр, пройдя это не считаете, что стоило лучше готовится к такому забегу? Какие следующие цели?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, ответ очевиден. Что конкретно интересует?
      По планам написал - Ламанш, Космос). Ближайшая - заплыв на 6,5 км,

      Удалить